|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.2. Исторические аспекты развития концепций управления банкротством в мировой практике и формирование института банкротства в Украине
Исторически банкротство походит от двух итальянских слов: banco - «лавка» и rotto - «сломанный». Сочетание этих двух слов напоминает обычай ломать или хотя бы перекидывать лавку, на которой сидел за своим столиком рыночный меняла, ставший несостоятельным. В практике развития западных стран использование банкротства в качестве механизма регулирования экономических, в частности расчетных отношений, наблюдалось еще со времен становления товарно-денежного производства, чему способствовали частная собственность и жесткая конкуренция, характерные для рыночной экономики. Изучение литературных источников (14,16,23,27,28,29,30) показало, что банкротство исторически рассматривалось как мера юридической, финансовой и даже физической ответственности неплатежеспособного должника. Критерием оценки состояния банкротства должника было наличие невозвращенного долга. Управленческий процесс банкротством был направлен на то, чтобы заставить должника вернуть долг, а если это невозможно - жестоко наказать его для получения морального удовлетворения кредиторов. Рассмотрение и изучение причин возникновения состояния банкротства были подчинены одной цели - определению меры ответственности и степени наказания должника. Так, во времена Древнего Рима не возврат долгов был чреват опасностью для жизни и свободы должника и захватом его имущества. Расширение торговых связей и усложнение соответствующего правового регулирования постепенно привело к более умеренному взгляду на банкротство, которое становилось обычным фактом, неотъемлемой частью экономической жизни. Древних проблемы умысла не особенно волновали, так как в те времена неудачника не жалели и он не имел своей социальной и правовой ниши в обществе. Более того, тюремное заключение, которое лишало его чести и достоинства в Древнем Риме, в более поздние времена средневековья, например, в Испании, Франции и Нидерландах было просто этапом для начала ликвидационного процесса имущества банкрота по погашению его долга. В средневековой Италии процесс банкротства применялся только по отношению к торговцам и предусматривал представление доказательств прекращения платежей для подтверждения ситуации несостоятельности. Итальянское средневековое право также предусматривало определенный прошедший период времени до банкротства, который изучался с точки зрения мошеннических сделок либо сознательных выплат одним кредиторам в ущерб другим. Следует отметить, что по традиции римского права поощрялись мировые соглашения сторон на любой стадии разбирательства. Такой концептуальный подход к банкротству существовал с различными вариациями в Западной Европе, пока Нидерланды в 19 веке не расширили процедуру банкротства за пределы купеческого сословия. Относительно поздно начавшееся развиваться банкротство в Англии с самого начала приобрело свою специфику. Так, здесь основой было не доказательство самих по себе неплатежей, а факта невозможности заплатить долги. Дальнейшее бурное развитие процедуры банкротства связано с повсеместным ее распространением на другие сферы бизнеса, за пределы торговли. Мировые соглашения допускались по делам о банкротстве, но в качестве предварительного, а не завершающего этапа. Последние были законодательно запрещены в большинстве стран в 17-18 веках. Совершенствовалось и законодательство о мошеннических фиктивных сделках, приводящих к банкротству либо скрывающих средства от большинства кредиторов. С начала 18 столетия в Англии, а позднее в 19 веке в США получила развитие законодательная концепция об отсутствии личной персональной неимущественной ответственности должника при неумышленном банкротстве. На континентальной Европе такая концепция не получила серьезного развития, однако здесь почти к тому же результату привело расширение практики использования мировых соглашений. Ведь кредиторы больше заинтересованы в максимальном сотрудничестве для максимального возврата денег, чем в сомнительном моральном удовлетворении от ареста своего должника. Поэтому в законодательство о банкротстве стали вводиться судебные отсрочки с выплатой долга, а так же восстановительные (оздоровительные, санационные) или реорганизационные процедуры (как, например, в США). Как следует из выше сказанного, в концепции управления банкротством появились новые черты, связанные с предоставлением возможности должнику наладить бизнес и вернуть долги. Таким образом, в странах с развитой рыночной экономикой, являющейся их основой на протяжении многих десятилетий и столетий, выработана определенная система контроля, диагностики и по возможности защиты предприятий от полного краха, или система банкротства и поддержки предприятия-должника (Рис 1.3). Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой, как считают специалисты [10], для разработки и в других странах ставших па путь рыночной экономики, в том числе и в Украине, с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства.
Рис. 1.3. Система банкротства предприятий [10, с. 20]
В российском, равно как и украинском законодательстве, в отличие от европейских государств, процедура банкротства не была выработана вплоть до 18-го века. Первая, кто отважился заговорить о банкротстве на государственном уровне, была Екатерина II. В 1785 г. она порекомендована купечеству в грамоте на права и выгоды городам России «банкрутов исключать». Но признаков, по которым можно было бы выявить «банкрута», не имелось. Только в 1800 г., уже при Павле I, был принят и утвержден Устав о банкротах. Устав определял необходимые критерии, по которым можно было бы определять и регулировать неплатежеспособность «субъектов гражданских правоотношении». Адресантами Устава оказались «торговые люди», имеющие право «обязывать векселями» должников. Только в начале 20-го века этот Устав был существенно изменен. Но три его содержательных элемента исторически оказались незыблемыми: 1. субъект банкротства, инициатива которого заключается в том, что он добровольно заявляет в суде о своей неплатежеспособности; 2. субъект, который объявляет об этом в ответ на требование публичного нотариуса; 3 субъект, на которого поступали в суды неоплаченные ценные бумаги (векселя, контракты и др.) [31, с.70]. Следует отметить, что в дореволюционном конкурсном праве уставы о несостоятельности так и не стали законами, тем не менее, весьма широко и успешно применялись на практике, позволяя решать многие спорные вопросы, даже возникающие в настоящее время в практике применения норм, касающихся несостоятельности субъектов хозяйствования. Таким образом, институт банкротства существовал в нашей стране в период ее пребывания в составе дореволюционной России, и в первые годы Советской власти, а впоследствии был ликвидирован как неприсущий социалистической экономке. По гражданскому законодательству Украинской ССР в 20-х годах предусматривалась возможность прекращения деятельности юридического лица по решению суда в результате несостоятельности, когда собственных средств не хватало на покрытие долгов. Но и тогда это положение не применялось к государственным предприятиям. Считалось, что если финансовое положение последних тяжелое, а деятельность их необходима и целесообразна в интересах народного хозяйства, то путем дополнительного выделения средств государством финансовое положение оздоравливалось настолько, что предприятие могло ликвидировать задолженность [32, с. 46 - 47]. Первый шаг на пути возрождения института банкротства был сделан в конце 80-х годов в Законе СССР «О государственных предприятиях (организациях)» [33, ст. 385]. В соответствии с этим законом предприятие, которое систематически нарушало платежную дисциплину, могло быть объявлено банками неплатежеспособным с сообщением об этом основным поставщикам товарно-материальных ценностей и вышестоящему органу. Такому предприятию кредиторы могли прекратить поставку продукции, выполнение работ или предоставление услуг. В соответствии с этим законом неплатежеспособное предприятие и его вышестоящий орган были обязаны принять меры по устранению бесхозяйственности и укреплению расчетной дисциплины. Датой возникновения института банкротства в Украине следует считать момент принятие Закона Украины «О банкротстве» от 14 мая 1992 года № 2343-ХII. Закон определял, как это следовало из преамбулы, условия и порядок признания юридических лиц - субъектов предпринимательской деятельности банкротами в целях удовлетворения требований кредиторов. Очень скоро стало ясно, что фактически этот закон создал правовую базу для использования банкротства в целях ускорения приватизации государственного имущества. Государственные предприятия оказались под угрозой разорения и уничтожения, что требовало определенных мер по их поддержке. Так, в феврале 1994 года правительство Украины утвердило «Положение о порядке проведения санации государственных предприятий» [34, ст.141]. Этим положением устанавливался принцип отбора предприятий, которым могла быть предоставлена финансовая поддержка1. На основании анализа финансовых результатов деятельности предприятий, их производственного потенциала и перспектив развития могла предоставляться бюджетная ссуда под 30% годовых. Финансовое положение предприятия определялось по показателям абсолютной ликвидности и платежеспособности. 1 Это положение не распространялось на проведение санации предприятий-должников в случае возбуждения дела о их банкротстве. Такой порядок был призван поддержать государственные предприятия с целью предупреждения их банкротства, улучшения финансового положения за счет роста дефицита бюджета. В Указе Президента Украины от 9 марта 1995 г. «О порядке предоставления в 1995 году государственной кредитной поддержки предприятиям» [35] речь шла уже не о бюджетных средствах, а о кредитах коммерческих банков, которые, по своей природе, подлежат возврату. Однако и это следовало расценивать как помощь. Для выполнения этого Указа Кабинет Министров Украины и Национальный банк Украины постановлением от 14 апреля 1995 г. утвердили «Положение о порядке предоставления в 1995 году денежной кредитной поддержки предприятиям» [36, ст. 190]. Предоставление целевой государственной кредитной поддержки предусматривалось: во-первых, государственным и другим предприятиям, в собственности которых доля государства превышала 50%, для проведения мероприятий, связанных с осуществлением программы их санации и структурной перестройки; во-вторых, предприятиям всех форм собственности - для наращивания объемов выпуска и реализации продукции; и, в-третьих, предприятиям и организациям потребительской кооперации - для закупки товаров украинских производителей с последующей их реализацией потребителям. В этом же 1995 году Кабинетом Министров Украины была создана межведомственная комиссия по вопросам санации, банкротства и реструктуризации предприятий, как постоянно действующий орган Кабинета Министров Украины [37]. Она предназначалась для координации деятельности органов государственной исполнительной власти, направленной на оздоровление финансового положения предприятий с целью предупреждения банкротства. Таким образом, только через четыре года пришло осознание необходимости управления банкротством на государственном уровне. Однако, как показал опыт, попытки государства стабилизировать экономику путем предоставления кредитной поддержки предприятиям госсектора, а также путем реструктуризации задолженности к желаемым результатам не привели. Согласно статистическим данным доля просроченной задолженности продолжает неуклонно возрастать [38, с.7]. Так в 2000 году ее удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности составил 46,3 % или 91,3 млрд. грн., а кредиторской - 48,2% или 130,1 млрд. грн. В сравнении с началом года просроченная дебиторская задолженность возросла на 18,6 %, а кредиторская - на 9,9 %. Наличие просроченной задолженности свидетельствует о проблеме неплатежеспособности субъектов хозяйствования, которая в свою очередь, является прецедентом для объявления предприятия банкротом. Как следствие, возрастает количество дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами. Количество судебных дел о банкротстве, рассмотренных Высшим арбитражным судом Украины начиная с 1992 года, имеет устойчивую тенденцию роста (рис. 1.4). Как видно из приведенных данных, в 1999 г. по сравнению с 1992 г. количество судебных дел о банкротстве возросло в 1262 раза.
Рис. 1.4. Динамика рассмотрения дел о банкротстве в Украине
Активизировался процесс использования механизма банкротства в целях удовлетворения требований кредитов и на местах. Так, в Донецкой области количество принятых к рассмотрению дел о банкротстве за период с 1992 по 1999 год выросло в 154 раза (табл. 1.2). Спад количества возбужденных дел о банкротстве в 2000 г. связан с изменениями в законодательстве, определившими новые условия возбуждения дел о банкротстве должников. В целом же устойчивый рост, рассматриваемых арбтражными судами дел о банкротстве, свидетельствует, что кризис в стране не преодолен, а в системе имеется существенный сбой, мешающий эффективной работе механизма банкротства, функционирование которого направлено на стабилизацию экономики и усиление расчетно-платежной дисциплины субъектов хозяйствования. В целях стабилизации экономики необходимо: 1) регулировать экономические отношения - рычагом такого регулирования и служит банкротство; 2) выявлять и пресекать действия субъектов, не желающих работать в соответствии с законом, то есть - прибыльно, платить налоги, вовремя и надлежащим образом выполнять договорные обязательства. То есть назрела объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком. Таблица 1.2 Динамика рассмотрения дел о банкротстве арбитражным судом по Донецкой области в 1992 - 2000 годах1
1 Материл из Отчетов арбитражного суда по Донецкой области [39, 40, 41, 42]
Применение Закона Украины «О банкротстве» [43] на практике показало его неполноту, как в правовом, так и в экономическом смысле. Нечеткое формулирование его основных положений и недостаточная согласованность с другими законодательными актами, и прежде всего с теми, что регулируют хозяйственную деятельность, вызвали необходимость его переработки. 30 июня 1999 г. был принят Закон Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» №784 - XIV, который вступил в силу с 01.01.2000 г. Этот Закон в новой его редакции является более направленным на спасение украинских предприятий, которые оказались в трудном экономическом положении. В набор инструментов для борьбы с неплатежеспособностью включены: введение распорядителей имуществом; санация или реструктуризация должника; и как крайняя мера - ликвидация; использование «мирового соглашения» в отношениях между кредиторами и должником. Как видно, институт банкротства в Украине приобретает основные черты законодательств стран с развитой рыночной экономикой. Если рассматривать банкротство не только как способ наказания, но и регулирования экономических отношений, то им необходимо управлять. В процессе управления важно выявить субъекты хозяйствования, которые неспособны или не желают работать прибыльно ввиду различного рода причин, а также предприятия, случайно оказавшиеся в трудном экономическом положении и имеющие возможность самостоятельно преодолеть несостоятельность. Это требует изучения причин возникновения несостоятельности и соответственно разных форм управления: ликвидации; уголовного наказания либо санации. Таким образом, на основании проведенного исследования установлено, что: • Существование института банкротства возможно только в рамках рыночной экономики, причем достигшей определенного уровня развития. • Историческое развитие концепций управления банкротством в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует, что оно прошло путь от использования банкротства в качестве наказания должника, в том числе и физического, до формирования системы диагностики и защиты должника от полного краха в целях максимального возврата долгов. • В Украине с 1992 года сформирован и совершенствуется институт банкротства. • Отсутствие единообразного понимания термина «банкротство» затрудняет управление им. В этой связи нами проведен логический анализ терминов и терминологии института банкротства, что позволило выработать собственное определение банкротства, а это, в свою очередь, позволяет конкретизировать изучаемую проблему, выделить и сформулировать внешние признаки в целях реализации управления банкротством. • С экономической точки зрения банкрот - это несостоятельный должник, который всем своим имуществом не в состоянии покрыть признанные правомерными долговые обязательства. • В основе признания должника банкротом должен присутствовать установленный юридический и экономический факт его банкротства. Следовательно, целью управления банкротством является создание условий и механизмов для перестройки народного хозяйства страны в соответствии с рыночным спросом населения при достижении прибыльной работы основных структур, производящих товары и услуги, для чего необходимо изучать причины возникновения банкротства и совершенствовать методы управления им.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вы можете связаться с нами:по телефону +38(062) 345-02-01, e-mail :sebd@yandex.ru |