Главная

Содержание

 

 

 

2.2. Экономико-правовой анализ процедур банкротства

 

           Законодательство о банкротстве создает в Украине правовую основу для обеспечения возврата средств кредиторам, определяет условия и порядок осуществления процедур банкротства в процессе арбитражного производства. Действие Закона распространяется на субъекты предпринимательской деятельности Украины вне зависимости от формы собственности.

           В тоже время, по законодательствам ряда стран - США, Франция, Германия, банкротом может быть признано как физическое лицо, так и юридическое. Примечательно, что в определении субъектов несостоятельности физические лица упоминаются прежде, чем юридические, что видимо, зависит от исторических факторов. В законодательстве дореволюционной России, как отмечал Г.Ф. Шершеневич, при определении субъектов несостоятельности также в основном имели в виду частных лиц, разъясняя в дальнейшем, что несостоятельным может быть признано и юридическое лицо.

В соответствии с украинским законодательством в арбитражном процессе субъекты предпринимательской деятельности могут выступать в нескольких качествах: как кредитор, как должник, и как санатор. В соответствии с новым законодательством, в процессе арбитражного управления банкротством теперь также предусмотрено участие физичес­ких лиц, субъектов предпринимательской деятельности, в качестве распорядителей имуществом [26. ст. 13], управляющих санацией [26, ст. 17] либо ликвидаторов [26, ст. 22].

           Заявителем следует считать кредитора (или другое лицо), по заявлению которого возбуждено дело о банкротстве конкретного должника.

           Как отмечал Е. Васильев, возможные заявители стандартны во многих странах. Ими являются сам должник, его кредиторы и прокурор, а во Франции и Англии, к тому же, производство по делу о несостоятельности может быть начато и по инициативе суда [103].

           Должник - субъект предпринимательской деятельности, неспособ­ный выполнить свои денежные обязательства перед кредиторами

Кредиторы - юридические и физические лица, заявившие имеющиеся у них подтвержденные имущественные требования в отношении должника в процессуально установленный срок после возбуждения дела о банкротстве.

Санатор - лицо или лица, желающие принять участие в оздоровлении предприятия-должника во время производства по делу о банкротстве в целях предупреждения его банкротства.

           Положения Законов [43, 68] предусматривают последовательное осуществление процедур в арбитражном процессе по организации управления банкротством субъектов хозяйствования (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Систематизация основных положений законодательства Украины по вопросам банкротства субъектов хозяйствования

 

Статьи Закона

 

Содержание

 

Закон Украины "О банкротстве" от 14.05.99 № 234-ХII

1

ст. 1-4

вводит и определяет понятия: банкротстве, субъекты банкротства, кредиторы; регламентирует подведомственностъ дел о банкротстве

2

ст.5-6

регламентирует порядок подачи и отзыва заявления на возбуждение дела о банкротстве

3

ст. 7

регламентирует порядок возбуждения дела о банкротстве субъекта хозяйствования

4

ст. 8-11

регламентируют порядок рассмотрения дел о банкротстве, назначение распорядителя имуществом выявление кредиторов и санаторов

5

ст. 12-13-14-15

регламентируют порядок принятия решения и объявления о банкротстве хозяйствующею субъекта, а также последствия такого решения

6

ст. 16

регламентирует порядок создании ликвидационной комиссии

7

ст. 17-20

регламентирует порядок проведения ликвидационных процедур при банкротстве

8

ст. 21

регламентирует очередность удовлетворения претензий кредиторов

9

ст. 22

регламентирует порядок прекращения дела о банкротстве должника

Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» № 784-XIV от 30.06.99 г.

 

1.

 

Раздел 1

Статьи 1 - 5

 

Общие положения:

• Дается определение терминов

• Регламентируются полномочия государственного органа по вопросам банкротства

• Определяются судебные процедуры, применяемые в отношении должника

• Указывается перечень законодательных актов, регулирующих производство по делам о банкротстве

2.

 

Раздел 2

Статьи 6-21

Регламентирует ведение производства по делу о банкротстве должников

3.

 

Раздел З

Статьи 22 - 34

Регламентирует проведение ликвидационной процедуры в случае признания должника банкротом

4.

Раздел 4

Статьи 35 - 39

Определяет сущность и регламентирует порядок и условия заключения мирового соглашения при рассмотрении дел о банкротстве должника

5.

 

Раздел 5

Статья 40

Регламентирует порядок прекращения производства по делу о банкротстве

6.

Раздел 6

Статьи 41-53

 

Регламентирует особенности банкротства отдельных категорий субъектов предпринимательской деятельности:

• Градообразующих предприятий

• Особо опасных предприятий

• Сельскохозяйственных предприятий

• Страховщиков

• Профессиональных участников рынков ценных бумаг

• Субъекта предпринимательской деятельности - гражданина

• Гражданина-предпринимателя

• Крестьянского (фермерского) хозяйства

Определяет порядок применения процедуры банкротства:

• к должнику, который ликвидируется владельцем

• отсутствующего должника

7.

 

Раздел 7

 

Заключительные положения, определяющие:

• срок вступления в силу Закона

• введение дополнений в Уголовный кодекс Украины (ст. 156 ч. 4 -«Доведение до банкротства»), Кодекс законов о труде, Арбитражный процессуальный Кодекс, Законы Украины «О предпринимательстве» и «О системе налогообложения», а так же «О государственной налоговой службе в Украине»

 

Их исследование позволяет выделить такие этапы работ в арбитражном процессе организации управления банкротством субъектов хозяйствования, как: 1) принятие заявления и возбуждение дела о банкротстве; 2) ведение производства по делу о банкротстве; 3) принятие решения; 4) организация исполнения решения и прекращение дела о банкротстве.

           Подаче заявления кредитором в соответствии с Арбнтражно-процессуальный кодекс Украины [80, ст. ст. 6,7,8] предшествует проведение им мероприятий по доарбитражному урегулированию обязательственных отношений.

           Доарбитражное урегулирование - требование к кредитору проведения претензионной работы, которая, во-первых, является свидетельством фактических действий руководителей по взысканию задолженности, а во-вторых, - реализацией возможности урегулирования обязательных отношений между кредитором и должником без вмешательства государства.

           Исходная диспозиция, с которой начинается управление банкротством, схематически может быть представлена следующим образом (рис. 2.1).

 

 

 Рис.2.1 Диспозиция начала управления банкротством.

 

           В соответствии с Гражданским кодексом Украины (раздел 111 «Обязательственное право») обязательства должны исполнятся надлежащим образом и в установленный срок в соответствии с указаниями закона, актом планирования, договором...[104,ст. 161].

           Документами, подтверждающими факт выполнения работ, предо­ставления услуг являются: накладные, счета, счета-фактуры, акты выпол­ненных работ, что в своей совокупности составляют доказательства выполнения договорных обязательств со стороны кредитора.

           Порядок проведения процедур по доарбитражному урегулированию представлен в табл. 2.3.

 

Таблица 2.3.

Порядок проведения и процедуры доарбитражного урегулирования споров в соответствии АПК Украины

 

Документы

Статьи Кодекса

Сроки

 

1.

2.

основание

Договор

Документы, подтверждающие выполнение работ, предоставление услуг: накладные, счета, счета-фактуры, акт выполненных работ

161ГК

24,46 ГК

-

-

 

3.

 

4.

 

5.

доарбитражное урегулирование

Претензия по неограниченным обязательствам

 

Ответ на претензию

 

Платежное требование на бесспорное списание признанного долга

 

6 АПК

 

7 АПК

 

8 АПК

-

 

 

в течение

1 месяца

через 20 дней с момента получе­ния ответа на претензию

 

           Если требования кредитора остались не удовлетворенными в течение одного месяца [43, ст. 5], а с 01.01.2000 г. - в течение трех месяцев [26, ст. 6] по признанным должником претензионным требованиям или исполнительным документам, то за ним остается право обращения в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве должника.

           Дальнейший порядок и последовательность действий в арбитраж­ном управлении банкротством, в соответствии с законодательством Украины и нормами права, действовавшими до 01.01.2000г., представлен в табл. 2.4.

 

Таблица 2.4

Порядок и последовательность действий в арбитражном управлении банкротством в соответствии с Законом Украины «О банкротстве» № 234-Х11 от 14.05.92

 

Процедуры работы арбит­ражного суда

 

Статьи

Закона

 

Установленные

сроки

 

Документальное оформление, примечания

 

1.

Принятие заявления

7

-

Заявление

2.

Возбуждение производства

7

до 5 дней со дня поступления заявления

Определение о возбуждении дела о банкротстве

- указывает время и место прове­дения предварительного заседания;

- истребует документы, свидетельст-вующие о финансовом и имущест­венном положении должника.

3.

 

Предварительное заседание

 

8

не позднее чем через 1 месяц со дня возбуждения производства

 

Определение

- при необходимости назначает распорядителя имуществом;

- обязывает заявителя дать объяв­ление в официальный орган ВСУ или КМУ о возбуждении дела о банкрот­стве должника

4.

 

 

Выявление кредиторов и

санаторов

 

10

 

 

а течение 1 меся­ца со дня опуб­

ликования объявления

 

кредиторы:

Заявления с имущественными требо­ваниями к должнику и подтвержда­ющие их документы

санаторы:

Заявления с письменным обязатель­ством о переводе на них долга, а так же указать условия санации

5.

Принятие решения

11

12

 

 

13

 

по окончании месячного срока

 

Определение:

- созвать собрание кредиторов

- о проведении санации и прекращении дела о банкротстве (при согласии кредиторов) Постановление:

- о признании банкротом

- о назначении ликвидационной комиссии

6.

 

Прекращение дела о банкротстве

 

22

 

не оговорены

 

Ликвидационный баланс, представляется ликвидационной комиссией по итогам работы.

Определение

- о ликвидации юридического лица-банкрота - о свободе от долгов (если удовлет­ворены все требования кредиторов)

- о реорганизации (ликвидации) освободившегося от долгов (если имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования или по ходатайству владельцев имущества).

 

           Вышеизложенное в таблице свидетельствует, что законодательством не регламентировался до 01.01.2000 г. размер долга для подачи заявлений в арбитражный суд. Также не были определены некоторые сроки на проведение процедур арбитражного управления банкротством, например, сроки подачи объявлений в печати, время на проведение работ по ликвидации банкрота.

Если принять допущение, что кредиторы сами заинтересованы в скорейшем рассмотрении дела и возврате задолженности, а, также учитывая нормы законодательства и права, то со времени возникновения просроченного обязательства до принятия решения в арбитражном суде должно было проходить около 5 месяцев (в идеале - 4 месяца 25 дней). Механизм трансформации неплатежеспособности в банкротство представлен на рис. 2.3.

 

 

           Пошаговый порядок действий при возбуждении дел о банкротстве в соответствии с новым законодательством, вступившем в силу с 01.01.2000 г., представлен в табл. 2.5.

 

Таблица 2.5.

Порядок и последовательность действий в арбитражном управлении банкротством в соответствии с Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом»

№784-ХIV от 30.06.99 г.

Установлен­ные сроки, дни

Статьи Закона

Процедуры, документальное оформление примечаний

0

7.1,7.2

Исковое заявление в суд

5

8.1, 8.2, 9.1, 11.1.

 

Решение суда о принятии или отклонении заявления:

• начало процедуры и распоряжения имуществом

• сообщение о дате подготовительного заседания, назна­чение распорядителя имуществом, введение моратория

35

 

11.5, 11.1

 

Подготовительное заседание:

• сообщение о банкротстве, сообщение о последнем сроке для подачи имущественных требований, последний срок для подготовки реестра требований, о дате предвари­тельного заседания, о дате заключительного заседания

45

11.5

Публикация о возбуждении дела о банкротстве

75

11.11, 13.9

Последний срок для подачи имущественных требований кредиторов

105

 

11.11, 13.9

 

Отчет распорядителя имуществом о реестре имущест­венных требований кредиторов

125

 

11.11, 15.2

 

Предварительное заседание:

• решение суда относительно реестра требований креди­торов и суммы долгов, назначение даты собрания кредиторов

135

161

Сообщение о месте и времени собрания кредиторов

145

 

165

 

Собрание кредиторов (закон не определяет это время).

Выборы комитета кредиторов

185

 

137

 

Срок процедуры распоряжения имуществом закончен если только эта процедура не продлена судом

215

 

11.11

 

Итоговое заседание:

• решение относительно санации или ликвидации, или прекращения процедуры банкротства

305

18.1

Последний день по чачи плана санации

320

18.4

Сообщение о собрании кредиторов относительно плана санации должника

335

18.4

Голосование кредиторов относительно плана санации

340

18.5

Управляющий санацией подает решение кредиторов (протокол заседания решения кредиторов) в суд для принятия решения суда о санации должника

395

18.6

В случае отсутствия плана санации – суд признает банк­ротство должника и открывает ликвидационную процедуру

 

           Как свидетельствуют данные таблицы 2.5 в новом законодатель­стве сроки проведения отдельных действий и процедур в делах о банкротстве четко регламентированы. С момента принятия заявления на возбуждение дела о банкротстве и до вынесения решения суда установлен срок 1 год 20 дней, т.е. процедура только непосредственного рассмотрения дел в арбитражном суде удлинена в 6 раз. Решением суда может быть введена процедура санации на срок не более 18 месяцев [26, ст. 17.1]. Если в процессе санации не произведены расчеты, то должник признается банкротом [26, ст. 21.15] и открывается ликвидационная процедура, срок которой также не может превышать 18 месяцев [26, ст 22.2]. Таким образом, процесс управления банкротством, начиная с процедуры проведения доарбитражного урегулирования и заканчивая ликвидацией банкрота, будет составлять максимально 5 лет 4 месяца 20 дней (64,2 месяца), а минимально - 4 года 4 месяца 20 дней (52,2 месяца). То есть сроки процесса управления банкротством в среднем удлинились в 13,7 раза.

Итак, основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является именно заявление, а не иск как средство защиты субъективного права лица, особое производство по делам о банкротстве установление юридического факта невозможности удовлетворить требования должником, поскольку дела подобного рода не являются экономическими спорами. Это мнение высказывали в частности, А.Я. Курбатов [106], П.Д. Баренбойм [16], В.М. Телюкина [32].

           Понимание разницы этих юридических терминов важно для субъектов инициирующих банкротство своих должников, так как при отсутствии подтвержденных требований им обычно предлагается подать иск, а затем заявление по делу о банкротстве. А эти процедуры связаны с оплатой государственной пошлины: при подаче иска – 5% от суммы указанной в нем, а при возбуждении дела о банкротстве - 5 минимальных размеров заработной платы, что оказывает существенное влияние в случае наличия ограниченных финансовых возможностей у кредитора.

           Инициаторами производства по делу о банкротстве могут быть как кредиторы, так и сам должник (рис. 2.4).

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рис. 2 4. Инициирование производства по делу о банкротстве.

 

           Для возбуждения дела о банкротстве необходимо подать заявле­ние, которое должно соответствовать требованиям ст. 5 Закона [43], а с 1.01.2000 г. – ст. 7 Закона [2б], а именно содержать наименование арбитражного суда, в который подается заявление; наименование и реквизиты должника; наименование и реквизиты кредитора, изложение обстоятельств, подтверждающих неплатежеспособность должника, с указанием суммы договорных требований кредиторов, размера неустойки (штрафов, пени), реквизитов расчетного документа о списании средств с банковского или корреспондентского счета и дату его принятия банковским учреждением должника.

           Принципиальное значение для кредитора имеет как раз подтверждение суммы долга в соответствии со ст. 6,7,8 АПК [80]. Если с заявлением о банкротстве обращается сам должник, то он должен представить бухгалтерский баланс, составленный на последнюю отчетную дату.

           Следует особо заострить внимание на том факте, что требование предоставления бухгалтерского баланса распространяется только на должников при инициировании ими дела о собственном банкротстве. На момент написания работы нами были изучены более 40 дел о банкротстве, возбужденные арбитражным судом Донецкой области в 1997-1998 г.г. и ни в одном из них мы не увидели отчетной формы 1. Не произошли изменения в этом вопросе и в последующие годы. Следовательно, при рассмотрении дел и вынесении решения судьи основываются не на изучении и оценке финансово-имущественного состояния в соответствии с балансом должника, а на оценке других документов в соответствии с норами права.

           Арбитражный суд, рассмотрев заявление должника, кредитора или прокурора, в течение пяти дней выносит определение о возбуждении арбитражного производства в соответствии со ст. 7 Законов [43- 26]. Определение суда содержит назначение дела к рассмотрению, время и место проведения предварительного заседания. Копии определения направляются должнику, кредитору, банку, осуществляющему кассовое обслуживание должника. Этой же статьей предусматривается «истребование судом необходимых для рассмотрения дела документов, свидетельствующих о финансовом и имущественном положении должника».

Прочтя требования ст. 7, экономисты затребовали бы отчетные формы 1, 2 и 3 так как они дают возможность оценить финансовое и имущественное состояние должника. На практике судьи требуют копию неоплаченного в срок документа и справку банка о помещении его на картотеку. Как видно, понимание одних и тех же определений закона не одинаково у юристов и экономистов.

Дела о банкротстве рассматриваются коллективно, в составе председательствующего арбитра, кредиторов, должника и других участников производства.

Арбитр по заявлению кредитора, прокурора или по собственной инициативе может принять меры, предусмотренные ст. 67 АПК Украины, для обеспечения сохранности имущества должника. В целях обеспечения сохранности имущества арбитр может; I) Признать недействительной любую сделку, инициированную должником, осуществленную в течение трех месяцев до открытия производства по делу о его банкротстве, если она наносит ущерб кредиторам; 2) признать недействительным любое соглашение должника но продаже имущества или принятию на себя обязательств я течение одного года до начала производства, если продажа имущества осуществлена в целях его сокрытия или неуплаты долгов; 3)если должник в результате соглашения получил намного меньше, чем реальная иена соглашения (имущества); 4)если должник к моменту заключения соглашения уже был фактически неплатежеспособным или стал таковым в результате выполнения соглашения.

Выше перечисленные действия должника по передаче или отчуждению собственности или права на собственность можно определить одним термином - трансферт [106,107]. Подобным образом (Transfer) такие действия должников определяются в Кодексе банкротства США (1986г.). Характерными признаками трансферта является право удержания имущества как обеспечение и переход заложенного имущества должника в собственность адресата трансферта [108. 109. 20]. В целях предупреждения сокрытия должником имущества от кредиторов в США были приняты несколько законов о неправомочных трансфертах (первый из них датируется еще 1571 годом) [20], положения которых вошли в Кодекс банкротства. В соответствии с нормами, предупреждающими незаконные трансферты, кредиторы могут преодолеть создаваемые должником препятствия и получить доступ к имуществу должника, злонамеренно переданному третьим лицам (fraudulent transfers). Вопросам выявления и определения трансфертов, в том числе незаконных, посвящены работы Т. Митчелл [20]. С нашей точки зрения, выявление и пресечение трансфертов имеет существенное значение в управлении банкротством и в нашей стране, особенно для установления наличия признаков преступного банкротства.

Не позднее, чем через месяц со дня возбуждения производства по делу о банкротстве, проводится предварительное заседание (по новому законодательству - подготовительное), на котором оцениваются представленные документы, рассматриваются ходатайства и пояснения сторон, а также судья обязывает заявителя подать в официальный печатный орган Верховного Совета Украины или Кабинета министров Украины ("Голос України" или "Урядовий кур'ер") объявление о возбуждении дела о банкротстве должника. Кроме того, при необходимости судья мог назначить распорядителя имуществом должника на основании ст. 8 Закона [43]. Однако, его обязанности, полномочия и методики работы не были отражены ни в самом законе, ни в других нормативных актах. С 01.01.2000 г. институт распоряжения имуществом введен законодательно [26, ст. 131]. Этой статьей определены порядок назначения распорядителей имуществом, их обязанности и ответственность, а также сроки процедуры. Привлечение сторонних лиц для управления деятельностью и имуществом должника в период судебных разбирательств характерно для Франции, где назначаются «судебные администраторы» и для Германии, где вводятся «кризисные управляющие Основную задачу этих субъектов, как отмечал Е.Васильев, можно определить как «сохранение производственных возможностей предприятия» [103].

Заявитель обязан представить в арбитражный суд экземпляр газеты с объявлением о возбуждении дела о банкротстве должника. Целью подачи объявления является выявление других кредиторов и возможных санаторов.

Арбитр может в пределах срока со дня возбуждения села объявить перерыв в предварительном заседании в порядке, предусмотренном ст. 77 АПК Украины, а также приостановить производство до или во время предварительного заседания в соответствии со ст. 79 АПК Украины в случае замены кредитора его правопреемником вследствие реорганизации предприятия. Процессуальная правопреемственность должника в делах о банкротстве не допускается

Введение перерывов в заседании и приостановление производств, как показало исследование, могло иметь положительные последствия для должника, так как давало возможность выиграть время для восстановления своей платежеспособности в условиях непродолжительного процессуального срока арбитражного процесса (около пяти месяцев). С.Брукс также отмечает положительное влияние выигрыша во времени для должника, как преимущество в идее «нового старта» (fresh start), которая лежит в основе института  реорганизации/банкротства в США [18, с. 3].

Выявление кредиторов и санаторов осуществляется путем подачи ими заявлений в месячный срок со дня опубликования объявления в официальном печатном органе. Суд может оставлять заявления кредиторов и лиц, желающих принять участие в санации должника без рассмотрения, если: I) оно подписано лицом, не имеющим права подписи или лицом, должностное положение которого не определено; 2) заявление отозвано; 3) кредитор, не обратился в учреждение банка за получением задолженности, если она, согласно законодательству, должна быть получена через банк; 4) кредитор без уважительных причин не подал требуемые судом документы, подтверждающие его имущественные требования к должнику; 5) лицо, пожелавшее принять участие в санации должника, в заявлении не определило условий санации.

Арбитражный суд рассматривает заявления всех лиц, заявивших имущественные требования к должнику [43. ст. 10; 26, ст. 11. 11], и по результатам рассмотрения определением в отношении каждого кредитора в отдельности признает их или отклоняет, например, в случае просрочки предъявления документов для исполнения (ст. 359 ГПК1 Украины). Такой индивидуальный подход к рассмотрению заявлений кредиторов имеет важное экономическое значение, так как принуждает последних контролировать дебиторскую задолженность к своевременно принимать меры к ее взысканию.

По окончании срока, отведенного на выявление кредиторов и сенаторов (1-го месяца [43, ст. 10; 26. ст. 11.11]), судья может вынести определение о проведении санации должника, либо признать его банкротом. Для принятия решения о санации обязательными условиями являются; I) перевод санатором на себя обязательств должника; 2) согласие собрания кредиторов со сроками и условиями выполнения этих обязательств. Важным положительным моментом новой редакции законодательства о банкротстве является то, что санация возможна и без инвестора. То есть ее проведение может осуществляться за счет внутренних резервов предприятия-должника, реструктуризации его производственной сферы или других сфер (например, финансовой, сферы управления и т.п.). В этой связи арбитражным судом Донецкой области в 2000 году было открыта процедура санации по 44 предприятиям [42, с. 56], в отличие от предшествующих лет, когда эта процедура не открывалась вообще.

Суд признает должника банкротом принятием постановления, где назначаются ликвидатор [26. ст. 24 - 25] и члены комиссии из числа пред­ставителей собрания кредиторов, банка, финансовых органов, а также Фонда Государственного имущества, если банкротом признано государственное предприятие или организация. На них возлагаются обязан­ности проведение процедуры удовлетворения требований кредиторов. В случае уклонения указанных субъектов от выделения представителей для исполнения полномочий ликвидаторов или выполнения ликвидаторами возложенных обязанностей суд может взыскать штраф в соответствии со ст. 119 АПК Украины в размере 50% от суммы исполнения или до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Экономическое значение применения такой процедуры прослеживается в стимулирующем действии, но на практике в делах о банкротстве она почти не применяется, что оказывает определенное влияние на количество незакрытые дел в суде по причине не предоставления ликвидационных балансов.

Назначенные постановлением суда ликвидаторы образуют ликви­дационную комиссию, которая, осуществляя свои полномочия, управляет имуществом банкрота: 1) проводит инвентаризацию и оценку имущества; 2) определяет ликвидационную массу и распоряжается ею; 3) реализует имущество и осуществляет другие меры, направленные на удовлетво­рение требований кредиторов в соответствии со ст. 36 закона о банк­ротстве. Действия ликвидационной комиссии могут быть обжалованы в суде как банкротом или собственником его имущества, уполномоченным им органом, так и собранием кредиторов или отдельным кредитором.

Копия постановления о признании должника банкротом направля­ется в адреса субъектов, обозначенных в ст. 14 Закона «О банкротстве»: 1) учредителю признанного банкротом юридического лица; 2) владельцу имущества банкрота или уполномоченному им органу; 3) банку, клиен­том которого являлся банкрот; 4) Национальному банку Украины (если банкротом является банковское учреждение); 5) Министерству внешне­экономических связей Украины (если банкрот зарегистрирован в качестве субъекта внешнеэкономической деятельности); 6) органу, зарегистрировавшему банкрота как субъекта предпринимательской деятельности; 6) государственной службе занятости по юридическому адресу банкрота; 7) соответствующим профсоюзным органам; 8) прокуратуре (если материалы дела дают основания считать банкротство умышленным).

Решения суда могут быть обжалованы в течение месячного срока со дня его принятия.

В соответствии с новой редакцией законодательства о банкротстве ликвидационная комиссия не создается в случае признания банкротства должника по ст. 52 Закона [26]. В этом случае применяется упрощенная процедура банкротства, которая производится по отношению к отсут­ствующему должнику и способствует тому, что назначенный судом ликвидатор занимается ликвидацией предприятия самолично, что значи­тельно сокращает время на эту процедуру. Этот факт отмечен в отчете арбитражного суда Донецкой области как положительный [42, с 56].

С момента признания банкротства хозяйствующего субъекта: 1) прекращается его предпринимательская деятельность; 2) к ликвидаци­онной комиссии переходит право распоряжения имуществом банкрота и все его имущественные права и обязанности; 3)считаются истекшими сроки всех долговых обязательств банкрота; 4) прекращается начисление пени и процентов со всех видов задолженности банкрота.

В целях погашения долга взыскание может быть обращено на все имущество банкрота, принадлежащее ему на правах собственности или полного хозяйственного ведения. Этот момент очень важен, так как если в учредительных документах указано, что учредитель несет полную имущественную ответственность, то взысканию подлежит и имущество, находящееся в его личной собственности. Имущество, на которое обращается взыскание, оценивается ликвидационной комиссией в порядке, установленном Законом Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)». Для имущества, которое будет продаваться на аукционе, оценочная стоимость будет являться первоначальной.

Решение о продаже имущества банкрота принимается ликвидационной комиссией по согласованию с собранием кредиторов. Председатель ликвидационной комиссии обеспечивает через средства массовой информации оповещение о порядке продажи имущества банкрота, составе, условиях и сроках возможности его приобретения. В случае поступления двух и более предложений он назначает проведение конкурса (аукциона). Порядок проведения аукциона определяется согласно Закона Украины «О приватизации небольших государственных предприятий (малой приватизации)».

Средства, вырученные от продажи имущества банкрота, направляются на удовлетворение претензий кредиторов и покрытие иных расходных обязательств, предусмотренных ст. 21 [43] и ст. 31 [26] в порядке очередности, которая отражена в табл. 2.6.

В случае недостаточности имущества банкрота для полного удовлетворения всех требований одной очереди претензии удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому кредитору сумме.

Таблица 2.6.

Порядок распределения средств, вырученных от продажи имущества банкрота

Очеред­ность выплат

 

Законом Украину "О банкротстве»

№234-ХIIот 14.05.92, ст. 21

 

Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом»

№784-ХIV от 30.06.99, ст. 31

 

Внеоче­редные выплаты

 

·         расходы, связанные с производством дела о банкротстве в суде;

·         расходы, связанные с работой ликвидационной комиссии,

·         расходы, связанные с работой распорядителя имуществом,

·         требования кредиторов, обеспеченные залогом

 

 

 

 

Отсутствуют

 

Первая очередь

 

·         выполнение обязательств перед работниками пред­приятия-банкрота (за исключением возвраще­ния взносов членов тру­дового коллектива в ус­тавный фонд предпри­ятия или выплат по акциям трудового коллектива)

 

·       требования кредиторов, обеспеченные залогом,

·       выплата выходного пособия уволенным работникам банкрота, в том числе погашение кредита, полученного на эти цели,

·        затраты на производства дела о банкротстве и деятельности ликвидационной комиссии (госу­дарственная пошлина, затраты публикации затраты арбитражных управляющих к оплати их труда, аудит)

 

Вторая очередь

 

·       удовлетворение требований по государст­венным и местным нало­гам и неналоговым пла­тежам в бюджет и требо­ваний органов государственного обеспечения

 

·       обязательства перед работниками банкрота,

·       обязательства, возникшие вследствие причинения вреда жизни и здоровью граждан (в порядке, предусмотренном постановлением Кабинета Ми­нистров Украины «Об утверждении Правил возмещения собственником предприятия, учреж­дения и организации или уполномоченным им органон вреда, причиненного работнику повреж­дением здоровья, связанным с исполнением им трудовых обязанностей» от 23.06.93 г, № 472),

·       требования доверителей (вкладчиков) довери­тельных обществ (других подобных субъектов предпринимательства)

 

Третья очередь

 

·         удовлетворение требований кредиторов, не обеспеченных залогом

 

·         требования по уплате налогов и сборов (обязательных платежей)

 

Четвертая очередь

 

·         удовлетворение требова­ний по возвращению взносов членов трудово­го коллектива в уставный фонд предприятия и вып­лат по акциям членам трудового коллектива

 

·         требования кредиторов, не обеспеченные залогом (включая возникшие в процедуре распоряжения имуществом и/или санации)

 

Пятая очередь

 

·         удовлетворение других требований

 

·         возвращение взносов членов трудового коллектива в уставный фонд предприятия и выплата по акциям членов трудового коллектива

 

Шестая

очередь

 

отсутствует

 

·         другие требования

 

 

Требования, заявленные по окончании срока, установленного для их предъявления, не рассматриваются, и соответствующие долги считаются погашенными. Погашенными считаются не требования, не удовлетворенные за недостаточностью имущества банкрота.

В ст. 22 Закона [43] говориться: «Если имущества банкрота хватило, чтобы удовлетворить все требования кредиторов, он считается освобожденным от долгов и продолжает свою предпринимательскую деятельность. Арбитражный суд может вынести определение о реорганизации (ликвидации) юридического лица, освободившегося от долгов, только в случаях, если у него осталось имущественных активов меньше, чем требуется для его функционирования согласно законодательству, или ходатайству владельцев его имущества». Идентичная формулировка предусмотрена и в новом законе [26, ст. 32-3].

С экономической точки зрения сама формулировка этой статьи вызывает сомнения, во-первых, если имущества предприятия хватало для удовлетворения долгов, то почему он признан банкротом; во-вторых, из статьи следует, что реорганизация предприятия адекватна его ликвида­ции. Реорганизовать - значит организовать на новых началах, преобразо­вать [48, с. 603] предприятие, а ликвидировать - значит прекратить деятельность [48, с. 286]. Из семантического разбора определений четко прослеживается разница последствий для предприятий, разными будут и экономические последствия реализации таких определений.

Арбитражный суд прекращает рассмотрение дел о банкротстве, если были утверждены условия санации в соответствии со ст. 12 Закона [43] или утверждены отчеты управляющего санацией, ликвидатора [26, ст. 40]; если должник выполнил обязательства перед кредиторами или кредиторы не заявили имущественные требования [43, ст. 10; 26, ст. 40]; если утверждено мировое соглашение [26, ст. 40]. Прекращение же дел о банкротстве определялось ст. 22 Закона [43], которой предусматривалось предоставление комиссией ликвидационного баланса и его утверждение.

В практике арбитражного суда Донецкой области 80% дел о банк­ротстве заканчиваются признанием банкротства должника (приложения Г, Д), в остальных 20% наблюдаются следующие решения: прекращение рассмотрения дела в связи с уплатой долгов (приложения Е, Ж); возврат заявлений кредиторов в связи с нарушением сроков подачи заявлений (приложение 3).

Представленные примеры свидетельствуют, что на этом этапе арбитражный суд чаще всего выступает только в качестве арбитра третейского суда; не используется оценка экспертов-экономистов состояния должника в качестве экономической информационной основы для принятия решения.

Таким образом, украинское законодательство о банкротстве имеет ряд общих черт с законодательствами стран западной Европы и США. Однако, не все нормы закона в достаточной степени разъяснены и единообразно понятны специалистам,

Так, судебный метол управления банкротством является наиболее законодательно регламентированной частью процесса управления банк­ротством D Украине. Порядок осуществления управления банкротством регламентирован Законом Украины «О банкротстве», а с 2000 г, - новой его редакцией - Законом Украины «О возобновлении платеже­способности должника или признании его банкротом» - и нормами арбитражно-процессуального кодекса Украины, раскрывающими сущ­ность и последовательность проведения процедур в делах о банкротстве субъекта хозяйствования. Однако, несмотря на значительную степень регламентации процедур банкротства, не все из них:

  1. Одинаково понятны для специалистов экономического и юридического профиля: состав доказательств неплатежеспособности должника, которые должен представить кредитор;
  2. В достаточной степени были регламентированы: сроки подачи кредитором в печатный орган объявления о возбуждении дела о банкротстве должника, сроки работы ликвидационных комиссий и их кадровый состав; продолжительность нахождения дел о банкротстве в рассмотрении арбитражного суда;
  3. Методически раскрыты: порядок установления судом факта банкротства должника; методика работы ликвидационных комиссий и других субъектов из числа арбитражных управляющих.

В дальнейшем необходимо исследовать, как на практике функционирует механизм управления банкротством, и какое влияние оказывает недостаточная регламентация отдельных положений процедур банкротства на принимаемые судом решения, их реализацию и их экономические последствия для субъектов хозяйствования и экономики региона.

 

«««Предыдущая      Следующая»»»

 

Вы можете связаться с нами:

по телефону +38(062) 345-02-01,e-mail :sebd@yandex.ru

 

Hosted by uCoz